Леонова А.Р.: Анализ законодательства в области повышения квалификации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

Внедрение прогрессивных технологий в производство, увеличение количества несчастных случаев на предприятии, утверждение профессиональных стандартов, вступление в силу ФЗ от 3 июля 2016 г. N 238 -ФЗ»О независимой оценке квалификации» приводит к объективной потребности в освоении сотрудниками предприятий новых трудовых приемов, умений, функций, изменении и ужесточении требований к профильному образованию работников предприятий, а также необходимости профессиональной переподготовки работников, не имеющих профильного образования.
Анализ законодательства в области дополнительного профессионального образования, представленный ниже, приведен на примере областей экологической безопасности, электробезопасности, промышленной безопасности.

Повышение квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляется в соответствии с пунктами 1, 2 ст. 73 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», где четко прописано, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Необходимо отметить, что ранее обучение осуществлялось в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2007 г. № 793 «О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности» (признан не подлежащим применению приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 197).

Согласно данному приказу, разработка дополнительных образовательных программ образовательными организациями должна соответствовать утвержденным в установленном порядке требованиям к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации:
• «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»;
• «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля»;
• «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля»;

Дополнительно, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 591н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)».

Согласно приказу, установлены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы специалистов по экологической безопасности, а также закреплены особые условия допуска к работе.
Подробно указаны трудовые функции, действия, умения и знания, которыми должен обладать специалист по экологической безопасности.

Во всех уровнях квалификаций в требованиях к образованию помимо среднего профессионального и высшего профессионального образования допускается дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки для непрофильного образования.

Таким образом, работник без профильного образования при соблюдении требований к опыту работу, особых условий допуска работы без профильного образования, имея профессиональную переподготовку с присвоением квалификации, может осуществлять трудовую деятельность и занимать соответствующую должность на предприятии.

Также в профстандарте описаны возможные наименования должностей и профессий, а именно –
5 уровень квалификации — Техник-эколог, Техник-лаборант, Техник отдела экологической безопасности.
6 уровень квалификации — Инженер по экологической безопасности, Инженер по охране окружающей среды, Инженер-лаборант, Специалист в области защиты окружающей среды.
7 уровень квалификации — Начальник отдела охраны окружающей среды, Начальник отдела экологической безопасности, Руководитель группы (в промышленности).

Говоря о безопасном обращении с отходами необходимо обратить внимание на статью 15 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», в которой закреплены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Так, согласно пункту 1 Закона лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

В области безопасного обращения с отходами также утвержден профстандарт (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 203н) «Специалист в области обращения с отходами».

Как и в профстандарте «Специалист по экологической безопасности», кроме среднего профессионального образования и высшего профессионального образования предусмотрено получение дополнительного профессионального образования — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Стандартом предусмотрено 2 уровня квалификации:
5 уровень – старший техник
6 уровень — Начальник отдела, Начальник службы.

Обучение в области электробезопасности осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
• Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
• Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ
• Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

В данных нормативных актах четко закреплены вид обучения, его периодичность и особенности.
В сфере электробезопасности на сегодняшний день утверждено более 30 профессиональных стандартов, в том числе —
• Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи,
• Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи,
• Работник по обслуживанию оборудования подстанций электрических сетей и т. д.

Требования к образованию, обучению, стажу работы, условиям допуска работы различны в зависимости от уровня квалификации.

Обучение, повышение квалификации в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с ФЗ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В области промышленной безопасности утверждено на данный момент более 200 профессиональных стандартов. Уровни квалификации различны. Требования к образованию также зависят от уровня квалификации.

Так, например, в сфере добычи нефти и газа утверждено более 25 профессиональных стандартов (например, Специалист по добыче нефти, газа и газового конденсата, Бурильщик капитального ремонта скважин, Оператор товарный и т. д.)

В сквозных видах профессиональной деятельности в промышленности утверждено более 100 профессиональных стандартов (например, сварщик, специалист в области охраны труда, слесарь-наладчик КИПиА и т. д.)
Повышение квалификации в области строительства и проектирования осуществляется следующим образом.
Обучение строительному контролю реализуется в соответствии со следующими нормативными актами:
• Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
• Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
• Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Обучение в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон четко устанавливает требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации работников и индивидуальных предпринимателей.

Повышение квалификации в области строительства, проектирования, инженерных изысканий происходит согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Актуальным в последнее время является обучение и подготовка главных инженеров проекта.

Так, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2008 г. N 188 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» к главным инженерам проекта предъявляются следующие требования к квалификации — Высшее профессиональное образование по специальности «Проектирование зданий» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 8 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

Необходимо отметить, что с 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (отдельные статьи ФЗ уже вступили в силу).

Настоящим ФЗ вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение квалификации, подготовка, переподготовка, аттестация работников предприятий четко закреплена в нормативно-правовых актах РФ, но вместе с тем необходимо выделить ряд проблемных вопросов, возникающих в процессе обучения, а именно:
• введение пункта «самоподготовка» в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 – как следствие снижается уровень и качество подготовки работников предприятий;
• профессиональное обучение рабочего персонала в дистанционной форме – как следствие увеличивается количество несчастных случаев на предприятиях, поскольку обучение рабочей профессии дистанционно без производственного обучения, практических занятий – недопустимо!;
• отсутствие процесса согласования контролирующими и надзорными органами образовательных программ по профессиональному обучению рабочего персонала.
• недостаточная осведомленность руководителей предприятий, сотрудников, отвечающих за повышение квалификации работников, с содержанием нормативно-правовых актов в области повышения квалификации, подготовки, переподготовки, аттестации работников.
• отсутствие должного внимания к необходимости регулярного и планомерного повышения уровня квалификации работников со стороны руководителей предприятий;
• выдача документов образовательными организациями без фактического обучения слушателей.

Леонова А.Р., директор АНО ДПО «УЦ Запсибэнерго»